Отправить нам письмо

Введите текст на картинке
обновить текст

Поролон и современное искусство: что у них может быть общего?

Художники и скульпторы, работающие в жанре современного искусства, зачастую поражают зрителей, используя необычные материалы. В интервью с Сергеем Шеховцовым мы обсудили использование поролона в художественных целях и обнаружили, что из этого материала может получиться немало неожиданных вещей.

- Сергей, в чем, по вашему, особенность поролона, почему именно его вы решили использовать в своих работах?

- Я работаю с классическим типом поролона, найти который можно в обивке дивана или кресла. Чтобы научиться использовать этот белый заводской материал, мне пришлось немало разузнать о нем у химиков-технологов, работающих на подмосковных предприятиях. Все начиналось в «нулевые» годы, когда поролоновая промышленность в России была развита слабо, так что материалы для укрепления своих изделий мне пришлось закупать в Италии.

- С помощью чего можно укрепить поролон?

- По виду это — покрытие, представляющее собой некое подобие белой массы или лака.

- Сергей, но даже если обработать поролон пропиткой, мрамором он не станет.

- В мире не существует вечных вещей, в искусстве — тем более, если предмет расположен вне помещения. Внутри здания — другое дело, поскольку мне довелось собственным глазами увидеть работу американского мастера, выполненную из поролона около 40 лет назад. Она удивительно хорошо сохранилась и по сей день. Более того, эти вещи могут сохраниться и через 70-100 лет, только после этого увядают цвета, масло и графика.

- Интерес к изготовлению вещей из поролона возник у вас после знакомства с этими старинными работами?

- Нет, об этом я краем уха узнал от друзей, 15 лет назад еще не было Интернета под рукой в отличие от ТВ. Услышал, что из поролона мастера делают целые инсталляции — так и заинтересовался вопросом. Когда я только начинал, никаких образцов передо мной не было — до всего приходилось доходить самому. Процесс совершенствования технологии художественного применения поролона у меня занял 5-6 лет.

- Чем вас так привлек поролон?

-       Пожалуй, его мягкость и дешевизна были основными причинами. Наш мир сам по себе тоже мягок, он только на первый взгляд кажется твердым. Это отличный материал для сокращения затрат даже при моделировании солидных по размеру инсталляций, с ним можно быстро работать. К тому же сейчас в искусстве тренд идет в эту сторону — многие ведущие художники работают с поролоном.

- Сергей, в чем измеряется поролон?

- В кубометрах, к примеру, метр на метр или на два. Если говорить о создании крупной скульптурной композиции, то может понадобиться от 10 до 12 кубометров.

- К вам привозят поролон прямо в мастерскую в трейлере?

- Да, все поступает напрямую с завода, а я потом разрезаю и склеиваю его, либо заказываю готовыми кусками. Хранение больших объемов поролона дома, конечно, вызывает определенные трудности.

- Вы используете какой-то инструментарий?

- Хорошо заточенные длинные, макетные и короткие ножи, запас лезвий, ножовка, ножницы. Технология изготовления вещей из поролона не представляет особой сложности, как и набор инструментов.

- Что сложнее всего в этом деле?

- Труднее всего заполучить достаточный опыт. К примеру, поролон обладает особой структурой, и когда его режешь, очень важно вовремя остановиться, чтобы не испортить все. Поначалу можно и неровно отрезать, и поранить себя, но после пяти лет работы материал раскрывается перед тобой.

- Не думали открыть школу собственного имени?

- Вполне возможно, что существуют люди, которых вдохновили мои работы, и если они захотят их развить — я только за. Но мне кажется, что молодые дарования должны сами находить свой художественный путь. При наличии учителя легко увлечься только развитием его направления деятельности. Для искусства это плохо, лучше найти собственное кредо, поэтому я не сторонник создания своей школы.

- Сергей, поролон создан искусственно, есть ли у вас цель одушевить его в своих работах?

- Если передо мной стоит задача создать какой-то образ человека — то безусловно. А так поролон мало чем отличается по своей сути от того же гипса, мрамора или бронзы, просто он более современный. В 2008-м я работал не только с поролоном — поменялось настроение, захотелось разнообразия, однако новый материал можно искать долго. Но, найдя его, сразу понимаешь, каким образом можно пустить это в дело. Обработка — не менее важная стадия, ее нужно делать по-своему. А уже затем идет само изображение чего-либо. Впрочем, в итоге я все равно вернулся к поролону.

- В начале вашей работы с поролоном мир вы считали мягким, какой он теперь?

- Зыбкий, по всей видимости.

Сергей Шеховцов — уроженец Сальска, окончивший художественный институт имени Сурикова. Его инсталляция «Кинотеатр» представляла российскую заявку на биеннале в Бразилии. В 2013-м художник разработал новую статуэтку для ежегодной премии в области искусства и журналистики.